Кадровый аудит и консалтинг - это работы, которые проводят сотрудники специализированных организаций на основании договора с компанией-заказчиком. Их цель ー оптимизировать организационную структуру компании-заказчика и ее внутренние бизнес-процессы, выстроить кадровый документооборот в соответствии с требованиями трудового законодательства, создать условия работы и психологический климат, максимально повышающие эффективность сотрудников.
Кадровый аудит
Кадровый аудит представляет собой независимую проверку кадровых документов. Его цель ー оценить, насколько кадровые документы соответствуют законодательным нормам и требованиям.
В соответствии с ТК РФ и другими нормативными актами в области трудового права компания обязана иметь в наличии большой объем документации, в частности:
- штатное расписание;
- трудовые договоры и приказы о приеме на работу (об увольнении);
- книги учета трудовых книжек;
- правила внутреннего распорядка труда;
- документы, связанные с защитой персональных данных сотрудников;
- графики отпусков;
- положения и инструкции, регламентирующие отдельные вопросы труда;
- журналы прохождения инструктажей по охране труда и медицинских осмотров.
НПА в области трудового законодательства предъявляют требования к содержанию, а в ряде случаев и к порядку оформления, ведения и хранения этих документов. Несоблюдение установленных требований (в зависимости от вида документа) квалифицируется по соответствующей части ст. 5.27 или 5.27.1 КоАП РФ.
Однако кадровая документация и делопроизводство являются только одной из составляющих проверки. Их состояние не всегда отражает реальное положение дел в сфере кадровой работы и с соблюдением прав сотрудников. Бывает наоборот: трудовое законодательство соблюдается, а кадровые документы отсутствуют или не ведутся должным образом. Кадровый аудит позволяет провести всестороннюю и объективную оценку деятельности компании в данной сфере, своевременно выявить нарушения и нивелировать риски, связанные с ними.
Кадровый аудит обычно проводится, если:
- меняется трудовое законодательство;
- функционирование кадровой службы требует оптимизации;
- ожидаются проверки со стороны контролирующих органов, в частности ГИТ;
- меняется руководство организации или кадрового отдела;
- необходимо оптимизировать процессы управления, ускорить порядок принятия решений, рационально распределить обязанности и нагрузку между сотрудниками различного профессионального профиля и квалификации.
Для проведения проверки могут привлекаться сторонние специалисты. Исполнители из специализированных организаций обладают отличным знанием действующего законодательства и большим опытом проведения аудита в компаниях различных сфер деятельности.
Аудит бывает разных видов. Он различается по:
- периодичности проведения (оперативный, регулярный, панельный и др.);
- объему проверки (количество проверяемых объектов);
- применяемой методике (проверка определенных объектов, проверка объектов на соответствие определенному критерию);
- уровню проведения (высшее руководство, линейный персонал, кадровые службы)
Этапы аудита
1) Проверка локальных нормативных актов (ЛНА)
Определяют перечень обязательных для компании-заказчика кадровых документов и проверяют их наличие. Выявляют отсутствующие ЛНА или их отдельные положения.
К обязательным документам, в частности, относятся:
- правила внутреннего трудового распорядка;
- инструкция по охране труда;
- положения об оплате труда и защите персональных данных;
- график отпусков;
- табель учета рабочего времени;
- книга учета движения трудовых книжек и вкладышей в них;
- трудовые книжки;
- трудовые договоры;
- личные карточки;
- штатное расписание.
В зависимости от особенностей работы организации и профиля ее деятельности дополнительно может потребоваться утвердить, например, такие документы, как:
- график смен;
- коллективный договор;
- перечень должностей с ненормированным рабочим графиком;
- положение о неразглашении;
- положение о материальной ответственности (персональной или коллективной)
Итоговым действием этого этапа является сверка документов: какие есть, а какие нужно разработать.
2) Экспертиза документации
На данном этапе проверяется содержание кадровых документов. Учитывается:
- правильность оформления;
- соответствие требованиям законодательства;
- актуальность представленных сведений;
- отсутствие нарушений прав персонала (ЛНА должны объективно раскрывать условия труда в компании и не ухудшать положения сотрудников по сравнению с трудовым законодательством);
- порядок регистрации, учета и хранения документов, наличие в них всех необходимых номеров, подписей и печатей.
Персонал должен быть ознакомлен с нужными ЛНА и подтвердить это подписью.
3) Аудит программного обеспечения
На данном этапе документы проверяются по электронным базам данных, которые содержат единые формы с актуальными сведениями. Проверяется:
- целесообразность применения определенных программных продуктов;
- порядок получения доступа к ПО и подготовке кадровой документации;
- полномочия отдельных сотрудников, связанные с допуском к персональным данным;
- возможность утраты сведений или несанкционированного доступа к ним.
4) Подготовка отчета по итогам кадрового аудита
Лица, проводившие аудит, составляют отчет о его результатах. В отчете перечисляются выявленные ошибки и меры по их устранению, делается вывод о состоянии кадровой работы у компании-заказчика и указываются возможные риски.
Отчет условно делится на две части, которые посвящены результатам аудита:
- обязательной кадровой документации (ЛНА, приказов, штатного расписания, графика отпусков и т.д.);
- личных дел сотрудников (трудовой договор, трудовая книжка, личная карточка, ознакомление с ЛНА).
Кадровый консалтинг
Кадровый консалтинг ー это комплекс мер, направленных на внедрение эффективных методик управления сотрудниками, оптимизацию структуры организации и повышение уровня ее корпоративной культуры.
Задачи, которые решает кадровый консалтинг:
- Анализ потребностей в новых сотрудниках;
- Подбор новых сотрудников;
- Повышение квалификации персонала и его аттестация;
- Оценка качества работы персонала и разработка мер по его мотивации;
- Улучшение социально-психологической обстановки в организации.
Процедура консалтинга включает два этапа:
- Аналитический этап. Происходит сбор и изучение информации о компании, ее организационной структуре, кадровом составе, должностных функциях персонала, бизнес- процессах. Разрабатывается программа консультирования.
- Программирующий этап. Проводят обучение персонала, создают для него оптимальные условия труда, совершенствуют управленческие технологии.